Меню
12+

Районная газета «Холмогорская жизнь»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Народный театр в Емецке: как это было

5 апреля 1924 года. Начало работ по строительству в Емецке городского театра. Руководит стройкой зав. общим отделом Уисполкома Н.Д. Крюков

2019 год указом президента России объявлен Годом театра. А 27 марта отмечается День театра

У театра в разные исторические периоды были разные задачи, и если сегодня это, часто, площадка для эксперимента, для реализации авторского «Я», то в советское время театр выполнял важную роль в деле воспитания трудящихся. В архивах Емецкого краеведческого музея имени Т.В. Мининой есть воспоминания земляков о деятельности народного театра в Емецке. Эти воспоминания и стали основой для данной статьи.

Комсомольские вечеринки

В начале ХХ века в Емецке ни клубов, ни театров, ни каких-либо других учреждений культуры не было. Чайная Общества трезвости являлась единственным очагом культуры, в ней была небольшая библиотека. Немногие жители выписывали газеты, приобретали книги.

Летом 1920 года в селе создана комсомольская ячейка. 5 сентября комсомольцы впервые проводили День юного пролетария. Кроме субботника по заготовке дров и митинга был поставлен спектакль, средства от которого переданы в Фонд интернационала молодёжи.

Первое театральное представление имело успех у жителей, никогда не посещавших театры в крупных городах. Активисты комсомольской ячейки в дальнейшем стали активно использовать свой театральный опыт. Особенно полезной данная практика стала при проведении «комсомольских вечеринок», которые пришли на смену деревенским. Комсомольцы показали незаурядные способности организаторов: находчивость, смекалку, изобретательность.

В ходе вечеринки один из комсомольских активистов делал доклад «на тему дня». Потом следовало театральное представление: одноактная пьеса, инсценировка или живая картина. Готовых текстов не было, комсомольцы придумывали их сами.

Комсомольский и партийный работник, краевед М.В. Рехачев вспоминал: «На одной из вечеринок показали времяпрепровождение молодёжи прежнего и нового времени. На сцене — деревенские посиделки. Девушки в нарядных платьях поют «Калинушку». Широко и привольно течёт грустная и протяжная мелодия. Зрители не шелохнутся, заслушались песней. Далее, сначала издалека, потом всё ближе и громче звучит «тальянка» и разухабистая песня. Распахивается дверь, и вваливается ватага ребят с лихо сдвинутыми шапками и растрёпанными чёлками:

- Здорово, девки! Давай волузя, — один падает в колени девушке. Она испуганно вскрикивает: «Андели, девушки!» За неё кто-то вступается, начинается свалка.

Другая картина показала отдых новой молодёжи. Бурные аплодисменты свидетельствуют об одобрении бесхитростной инсценировки.

Вспоминается живая картина. Перед зрителем тюремная камера: небольшое зарешеченное окно, едва пропускающее тусклый свет. Под окном стол, на нём сидит арестант в сером бушлате и кандалах. Изнеможённый узник с тоской смотрит в окно на кусочек голубого неба. Актёр молчит, зрители замерли. Постепенно нарастает звук гитары, узник тихо поёт:

«Солнце всходит и заходит.

А в тюрьме моей темно…»

Песня затихает, не звенит гитара, изредка доносится зловещий звон цепей. Занавес постепенно падает. Так рисовался удел борцов за свободу, такие картины помогали лучше понять цену завоеваний революции».

Комсомольцы писали не только инсценировки, они осмеливались составлять и небольшие пьесы. Вспоминает активист первой комсомольской ячейки Емецка Т. Маслова: «Вся страна участвовала в ликвидации голода в Поволжье. Комсомольцы проводили беседы, брали под опеку голодных детей, собирали зерно для отправки на Волгу. Этого казалось мало, вот если бы пьесу поставить… Решили писать маленькую пьесу. Много трудились, правили, читали, опять правили и, наконец, признали годной для постановки. Кружковцы так и не узнали, что этот текст создали их товарищи».

Особое место в комсомольском театре занимали «световые газеты». Молодёжь приспособилась рисовать карикатуры на пластинках стекла. Завхоз школы дала на время проекционный фонарь с керосиновой лампой. В «световой газете» высмеивались пьяницы, нерадивые работники, служители церкви.

Даёшь театр!

В 1922 году Емецкий театр располагался на первом этаже Высшего начального училища. Помещение со временем стало тесным для приёма большого количества зрителей.

Строительство театра в Емецке начали в 1923 году. Вся работа проходила на общественных началах: от сбора средств на пиломатериалы до строительства здания. Комсомольцы с общественностью разобрали бывшее полицейское управление, выкатывали и доставляли лес, вели земляные и строительные работы. К 1 мая 1927 года в Емецке построено здание театра (ул. Горончаровского, д.38). Табличка на нём гласила: «Театр Жанина и Дубровина» — тогда было принято давать имена революционеров, погибших от рук интервентов.

Место для театра выбрали не случайно. Напротив, через дорогу, стоял Богоявленский храм. Комсомольцы же проводили антирелигиозную работу, хотя нельзя утверждать, что все они были убеждёнными атеистами. Работа с верующими активизировалась перед церковными праздниками. Широко практиковались «комсомольские пасхи». Их проводили ночью, когда в церкви шла служба.

Из воспоминаний М.В. Рехачева: «Над дорогой вывешивался большой плакат, приглашающий на «комсомольскую пасху». Некоторые верующие проходили в храм, но любопытство брало верх, и они приходили в театр. Собрание открывалось докладом «Что такое пасха и её происхождение или миф о воскресении Христа». После доклада — постановка драмкружка, «световая газета», декламация стихотворений Д. Бедного».

«Зрители стояли и лежали…»

В емецкий театральный кружок входили комсомольцы, коммунисты, учащиеся и служащие учреждений. Среди них не было конкретных руководителя, режиссёра, декоратора, гримёра. Сообща участвовали в выборе пьес, распределяли роли. Всем находилось дело, все были заняты. Кружок ставил маленькие пьесы и большие серьёзные произведения М. Горького и Н. Островского. Спектакль «Васса Железнова» смотрели не по одному разу многие емчане.

Работу кружка ограничивало лишь отсутствие костюмов, декораций и грима. Артисты сами заботились о своём гардеробе, проявляя немалую смекалку и находчивость.

Самодеятельные, никогда не бывавшие в других театрах актёры играли с подъёмом и чувством, что возмещало недостаток сценического навыка и таланта. По воспоминаниям старожилов, учитель Суслонов неподражаемо играл деревенских попов, монахов и трактирщиков, работник милиции Окулов исполнял роли стариков, интеллигентов. В 30-е годы ХХ века театральными постановками занималась дочь священника Михаила Смирнова, учитель школы колхозной молодёжи Вера Смирнова.

Театральный кружок нередко выезжал в соседние сёла и деревни, где вскоре также открывались свои народные театры.

Емецкий народный театр перестал работать во время Великой Отечественной войны и возобновил свою деятельность только в 50-е годы. В творческом составе — молодая интеллигенция Емецка: врачи, учителя. Руководила театральной труппой репрессированный режиссёр из Москвы Суслонова. Декорации к спектаклям готовил художник Николай Кисляков (автор картины «Юноша Ломоносов по пути в Москву»).

Вспоминает С.М. Сергеев: «Сколько прекрасных спектаклей классического репертуара нам, подросткам, посчастливилось увидеть! Учитель биологии Мария Васильевна Кислякова — это просто гротеск и характернейшая актриса этого коллектива. В неё многие были просто влюблены, и ходили смотреть спектакли не один раз на Кислякову. Когда не хватало мест, не только стояли, но и лежали в проходах и частично сбоку на сцене, где стояли две огромные печи. А играть в спектакле "Женатый жених" вместе с Марией Ивановной Кисляковой, её дочерью Татьяной Анатольевной, Альбертом Петровичем Антуфьевым, Альбертом Николаевичем Пшеницыным, Аллой Владимировной Бибиковой (учителя Емецкой средней школы) посчастливилось и мне. Мы даже выезжали на "гастроли" в Пингишу. Это был 1968 год».

«Мы мальчишками любили ходить в клуб, так как жили по соседству, — вспоминает В.П. Гудков. — Помогали носить декорации, слушали артистов на репетициях. Нас на спектакли пускали бесплатно. Мы всегда удивлялись, как наши учителя становились настоящими, не похожими на себя героями пьес».

Театральный кружок оставался продолжительное время основой самодеятельности Емецкого дома культуры. Участниками кружка поставлено более 40 спектаклей.

Ольга ТОМАШЕВСКАЯ,

главный хранитель Емецкого краеведческого музея

фото из музейного архива

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

78