Меню
12+

Районная газета «Холмогорская жизнь»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от  25.04.2018 г.

Подготовка к навигации – дело затратное

Автор: Александр Угольников
главный редактор

С генеральным директором «Устьпинежского ЛПХ» Виктором Мельниковым мы встретились на берегу в месте зимнего отстоя флота. Здесь с осени зимуют теплоходы и баржи, работающие на переправах в летний период

- У нас пять переправ, из них четыре в Холмогорском районе, — рассказывает Виктор Анатольевич. — На переправе в Ломоносово работает теплоход «Куростров», в Усть-Емце и Ухтострове — «Копь» и «Мечта», «Двиносплав-230» — в Усть-Пинеге и пассажирский теплоход на переправе возле Лявли в Приморском районе.

Погода в этом сезоне была уникальной. Поднимали суда при очень высоком уровне воды. Практически всю зиму боролись то со льдом, то со снегом. Весь март не только ночью морозило, но и днём было холодно. Обычно в марте более подходящие условия для ремонта судов.

- Какой объём работ требуется выполнить при подготовке к навигации?

- Иногда может показаться, что переправа — только летние заботы, а зимой мы, грубо говоря, «спим». После того, как заканчивается навигация, у нас начинается не менее ответственный период. Гидрологические условия и рельеф в этой местности не позволяют отстаивать суда где-то в затоне или в естественных гаванях, поэтому суда каждый год поднимаются на городки. Это очень трудоёмкий процесс, бывает задействовано несколько тракторов. Не меньше десяти человек участвует в подъёме каждого судна. Сначала вытаскиваем на хлысты, а потом поднимаем на городки. В этом году в процесс подъёма судов вмешалась погода, и он затянулся на два месяца.

Перед проведением ремонтных работ каждое судно освидетельствуется представителем Российского Речного Регистра. Выявляется, какие изменения в корпусе произошли за период навигации. Большую площадь металла нужно осмотреть, почистить. Подводную часть мы красим каждый год. С одной стороны, это дополнительные затраты, с другой — увеличивается срок службы судов и, соответственно, надёжность: в период навигации мы не переживаем, что может появиться течь.

Работаем часто на мелководье. Каждую навигацию можно считать экстремальной. Каждый год приходится ремонтировать винты, рули, всё, что связано с управлением теплоходом.

Судно – это большое количество навигационного, электротехнического оборудования. Всё это в зимний период проверяем, механизмы или агрегаты при необходимости направляются на профильные заводы или в лаборатории. Отвозим на поверку огнетушители, проверяем работоспособность системы пенотушения.

- На речном транспорте большие требования предъявляются к безопасности пассажиров.

- Буквально на днях отвезли очередную партию спасательных жилетов на проверку на станцию Морспасслужбы в Архангельск. Спасательные средства каждый год закупаем. У нас они либо новые, либо прошедшие проверку в аттестованных организациях. Всё довольно дорогостоящее, потому что каждый спасательный жилет укомплектован не только свистком, но и огнём поиска. Устройство должно работать бесперебойно на воде и под водой, в том числе в ночное время, если произошла аварийная ситуация.

На флоте летом проверки портнадзора проводятся каждые два месяца. Прежде чем начнётся навигация, на борту судна побывает комиссия в составе представителей Российского Речного Регистра, инспекции государственного портового надзора, санитарной службы. Все они проводят проверки в рамках своей компетенции, но прежде всего – наличие спасательных средств и бесперебойную работу механизмов, которые обеспечивают безопасность пассажиров. Это является основным в нашей работе.

Вся зима проходит в инспекционных поездках. Работы по ремонту, по подготовке к навигации проходят под контролем различных служб, прежде всего Российского Речного Регистра. Периодически эксперт приезжает, смотрит, правильно ли ведутся работы, соответствуют ли требованиям безопасности, Правилам Регистра. Наши суда стоят на берегу, поэтому их не сложно предъявить к освидетельствованию.

Регистр осматривает корпус, делает необходимые замеры приборами. При наличии замечаний выставляет требования. Только после тщательного обследования выдаётся документация о пригодности судна к эксплуатации.

- Многие наши читатели не имеют представления о тех затратах, которые ложатся на предприятие в межнавигационный период.

- Хотелось бы, чтобы люди, которые пользуются нашими переправами, представляли, какую огромную работу мы проделываем при подготовке к навигации.

Если взять количество людей в экипажах в период навигации, то количество задействованных в зимнее время на ремонте не меньше. При этом зимой мы не зарабатываем, а только тратим. Подготовка к навигации требует огромных финансовых затрат. И когда речь идёт об оплате за проезд на переправе, это не значит, что из этой суммы мы должны заплатить только за топливо и выплатить зарплату капитану.

Нам необходимо не только понимание людей, но и поддержка местных властей. Причалы, подъезды и подходы к переправам, все необходимые для комфорта пассажиров условия должны создаваться не только перевозчиком, но и местной администрацией. В законе о местном самоуправлении чётко прописано, что создание условий для транспортной деятельности – это компетенция администрации.

Не должно быть такой ситуации, как в Ухтострове. Люди не переправляются с автомашинами, потому что от переправы нет дороги. Мы обеспечиваем переправу, а местная власть должна обеспечить возможность подъезда к ней. Чтобы были нормальные заезды и подъезды, нормальные остановочные пункты. Чтобы уровень комфортности повышался и пользование переправой не вызывало негативных эмоций.

- Как на предприятии обстоят дела с кадрами?

- Комплектация экипажей – кропотливая работа. Нужно, чтобы у человека было образование, соответствующая аттестация. Когда начинали, очень сложно было найти капитана. Не говорю о матросах, их вообще не было. Десять лет мы посылаем на профессиональную подготовку местных ребят, организуем стажировку. Часть из них уходит от нас, так как молодые люди предпочитают работу в городах. Тем не менее, сейчас экипажи представлены молодыми матросами и опытными капитанами, которые передают свой опыт молодёжи.

У всех в настоящее время работающих капитанов стаж более 20 лет. Николай Куликов работает на переправе в Ломоносово с 2010 года, а в составе нашего предприятия — с 2012 года. Многие островитяне его знают, вся жизнь его связана с флотом.

На теплоходе «Двиносплав-230» работает капитаном Анатолий Александрович Вешняков. Ему за 60, и тоже с малолетства на флоте. Наша опора во всех делах Сергей Викторович Узкий: он и главный механик, и капитан, имеет высшее техническое образование. Без него невозможно представить себе ремонт и подготовку судов к навигации.

Есть и относительно молодые капитаны: Александр Анатольевич Терещенко, Олег Николаевич Горло, Евгений Александрович Вершинин. В Ухтострове хорошо знают Виктора Николаевича Зеленина, в Усть-Емце работает Александр Иванович Золотилов.

- Виктор Анатольевич, по названию предприятия можно предположить, что оно занимается заготовкой леса.

- Действительно, наше предприятие, ООО «Устьпинежский ЛПХ», было леспромхозом. В 2018 году ему исполняется 16 лет. Оно создавалось в то время, когда предприятия лесного комплекса прекращали деятельность в связи с дефицитом лесосеки. В то время Сергей Узкий был директором предприятия, активно участвовал в разработке планов.

Было принято решение всерьёз заняться переправами. Первая переправа, конечно же, была в Усть-Пинеге.

История судоходной компании начиналась с одного судна. Нас все знают под названием «Устьпинежский ЛПХ», хотя некоторые сложности это вызывает. Например, был такой курьёзный случай, когда только благодаря нашему названию мы попали под проверку федерального Росприроднадзора. К счастью, с честью её прошли. И менять название пока не намерены.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

86